Последние новости

Преосвященнейший епископ Кассиан совершает паломничество в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Преосвященнейший епископ Кассиан совершает паломничество в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. В воскресенье, 1 сентября владыка возглавил служение Божественной литургии, по завершении которой был совершен крестный ход вокруг обители.


box прокрутка изображений колесиком мышки
Highslide JS

В День Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня преосвященнейший епископ Кассиан совершил Божественную литургию в храме г. Боярка

В День Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня преосвященнейший епископ Кассиан совершил Божественную литургию в храме г. Боярка, который отмечает сегодня престольный праздник. Владыке сослужил настоятель храма протоиерей Андрей, а также гости в священном сане. После причащения многочисленных верующих, был совершен крестный ход, по завершении которого владыка освятил мёд и ароматные травы нового урожая.


box прокрутка изображений колесиком мышки
Highslide JS

11 августа в день Рождества святителя Николая Чудотворца преосвященнейший Кассиан епископ Ивановский совершил Божественную литургию в Никольском храме с. Крюковщина.

11 августа в день Рождества святителя Николая Чудотворца преосвященнейший Кассиан епископ Ивановский совершил Божественную литургию в Никольском храме с. Крюковщина. Владыке сослужил благочинный округа протоиерей Василий Русинка, настоятель храма прот. Тарасий, гости в священном сане. По завершении литургии был совершен молебен на месте строительства нового храма в честь св. Николая Чудотворца.


box прокрутка изображений колесиком мышки
Highslide JS

Жизнеописание архимандрита Филарета (Кочубея), игумена Зверинецкого

Завершен основной этап сбора материалов по жизнеописанию последнего наместника Зверинецкого монастыря в советский период - архимандрита Филарета (Кочубея) (1858-ок.1932).


box
Highslide JS
Жизнеописание архимандрита Филарета (Кочубея) PDF файл - СКАЧАТЬ / ЧИТАТЬ

Приложение - следственное дело архимандрита Филарета (Кочубея) PDF файл - СКАЧАТЬ / ЧИТАТЬ

Доступна электронная версия жизнеописания

Василий Андреевич Кочубей родился 22 марта 1858 года, в 7 часов вечера, в канун Пасхи Христовой, в г. Бердянске Таврической губернии, в семье мещан Андрея Васильевича и Анны Корнеевны Кочубеев. Через несколько дней в Соборной Вознесенской церкви он был крещен в честь сщмч. Василия Анкирского. [1] Получил начальное домашнее образование и до 30 лет жил при отце, в родительском доме, занимаясь хозяйством.

Согласно послужным спискам Киевского Свято-Троицкого монастыря Василий Кочубей, из мещан г. Бердянска, 7 августа 1888 г. с родным братом Иосифом был зачислен в послушники, а 1 декабря 1891 г. - пострижен в мантию с наречением имени Филарет в честь прав. Филарета Милостивого. [2]

В 1892 году «монахи Киевского Свято-Троицкого монастыря — Филарет и Илиодор (родные братья Василий и Иосиф Кочубеи), будучи в паломничестве на Афоне, в Хилендарском монастыре, приобрели копию с Хилендарской иконы Богоматери-Троеручицы, и прислали эту икону в дар церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Бердянске.» После принесения иконы с первого дня происходило множество исцелений, собранных и описанных отдельной брошюрой. [3] Верующие сумели сохранить образ и в богоборческое время, а в 2014 г. икона Божией Матери «Троеручица – Бердянская» прославлена, как местночтимая.

До рукоположения во иеродиаконы монах Филарет проходил основное послушание на свечном заводе [4] и привлекался для других хозяйственных нужд, поскольку 1880-1890 г.г. были временем активного строительства и обустройства подсобного хозяйства в имениях монастыря.

Старец Иона отмечал трудолюбие и добродетельность о. Филарета в исполнении различных послушаний. Основатель и первый игумен Свято-Троицкого монастыря в своем духовном завещании 14 сентября 1896 года по-особенному отзывался о нем: «…но сего монаха Филарета как на благонадежного, также опытного, трезвого и испытанного разными видами дел святого послушания, которые ему назначаемы и доверяемы, все исполнял верно, честно, как следует истинно любящему Господа Бога и вдавшему всего себя в дело и служение Богу, так как сии два иеромонах Мелхиседек и монах Филарет всегда были мною по надобности и требованию дела общих монастырских всегда исполняли честно, трезво, верно и усердно, и от такого важного всегда дела потребностей как внутренно в монастыре, так равно и вне монастыря во всех монастырских экономических владениях имений, по всем видам мною они довольно испытаны и проверены. Имею мысль моего сердца к Богу и желание смирение моей души, что я их избираю двоих их первого иеромонаха Мелхиседека в настоятели, а монаха Филарета ему помощника и сотрудника по Бозе святого дела послушания ко благо всему, к славе Божьей, Всесвятого имени Божья, святой православной Божьей Церкви[5]

В подтверждение указанных характеристик названных монахов, уже после смерти старца Ионы, 13 февраля 1902 года, во время выборов настоятеля из 103 имевших право голоса братии монастыря за о. Мелхиседека проголосовало 78 человек, за о. Филарета – 21, остальные получили по 1-2 голоса, что указывает на авторитет именно указанных двух лиц не только в глазах покойного старца, но и в глазах братии. [6]

30 марта 1897 года монах Филарет рукоположен во иеродиакона, 6 августа 1900 года - во иеромонаха. 14 ноября 1904 года он награжден набедренником и поставлен казначеем монастыря вплоть до конца 1909 г. [7]

В 1909-1913 годах в Киевской Духовной Консистории было проведено следствие по т.н. делу «о ревизии хозяйственной части Киево-Троицкого монастыря». Не смотря на неоднозначность обвинительных заключений и апелляций по пересмотру дела поверенных лиц монастыря из мирян, по итогам рассмотрения наместник обители архим. Мелхиседек с 2-мя ближайшими помощниками, были сняты с должностей и высланы в Соловецкий монастырь с запретом служения на 3 года.

Иеромонах Филарет, как казначей монастыря, не смотря на подтверждающие его невиновность свидетельства и пересмотр дела, был на 1 год запрещен в служении и, с июня 1913 г., определен в Жаботино-Онуфриевский монастырь Черкасской епархии с назначением на клиросное послушание и другие труды по усмотрению настоятеля обители, где пребывал до лета 1916 года. [8] Уже в августе 1913 г. он получил положительную рекомендацию от благочинного киевских монастырей о. Амвросия для епископа Иннокентия, искавшего достойных лиц для Пекинской духовной миссии. В рекомендации о. Филарет назван опытным «в делах строительных и экономических, а равно добрым в поведении, приличествующем богобоязненному и послушному иноку». Не смотря на положительную рекомендацию и обещание «похлопотать о снятии наложенной Святейшим Синодом епитимии», о. Филарет от поездки отказался. [9]

Согласно отзыва настоятеля Жаботино-Онуфриевский монастыря архим. Евгения от 23 апреля 1917 года о. Филарет за 3 года проживания в обители «вел себя как подобает трудолюбивому, честному и богобоязненному иноку, заведуя иконно-книжной лавкой, поставил дело в цветущем порядке и с выгодой для монастыря», заслужив благодарность со стороны монастырского священноначалия. [10]

В октябре 1916 г. от лица игумена Валентина и князя Владимира Жевахова в Киевской Духовной Консистории был поднят вопрос о зачислении о. Филарета, временно проживавшего в Зверинецком скиту, в клир скита и назначении его казначеем. По итогам рассмотрения он был приписан к братии скита и поставлен для совершения чреды священнослужения в помощь заведующему Зверинецкими пещерами о. Валентину (Коротенко).[11]

После внезапной кончины игумена Валентина 10 марта 1917 г. благочинный киевских монастырей архим. Амвросий, недовольный поведением казначея скита иером. Филадельфа, назначает управляющим скитом лаврского иеромонаха Никанора, уже знакомого с ведением зверинецких дел.

К рассмотрению не были приняты ни ходатайство князя Жевхова, ни прошение инока Клеопы с 6-ю послушниками скита о назначении о. Филарета «известного нам как честного инока и опытного труженика […] Покойный игумен Валентин в течени 3-х лет просил его (о. Филарета) перейти к нему, желая его, как опытного, иметь сотрудником, а умирая, просил его не покидать сего места…» [12]. О.Филарет возвращен на прежнее место служения как служащий в чреде иеромонах.

Зимой 1919 года иеромонах Филарет возвращается на скит, разрушенный в июне 1918 г. взрывами артиллерийских складов Зверинецкого форта. В Лавру на хранение вывезено уцелевшее имущество, при пещерах оставлены только монах Серафим и послушник Архипп Матишенко. [13] В апреле 1919 г. о.Филарет официально принимает в управление Киево-Зверинецкий скит при древних пещерах (позднее названный Скорбященским общежительным скитом). [14]

С начала 1920 года усилиями о. Филарета и нескольких послушников в приспособленном помещении уже действовала восстановленная церковь. 1 мая 1922 года епископ Звенигородский Алексий (Готовцев) освятил ее в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». [15]

В апреле 1920 года для законного существования в условиях Советской власти скит был зарегистрирован, как церковно-религиозно-трудовая община. [16] В сложные годы гражданской войны и разрухи иеромонах Филарет восстанавливает не только наземный храм, келлии и хозяйственные постройки, но заботился и о возрождении монашеской жизни: в июне 1921 года он испрашивает благословения управляющего Киевской епархией на постриг в монашество нескольких послушников скита. [17]

11 января 1921 г. отошел ко Господу исследователь Зверинецких пещер И.М.Каманин и согласно его духовному завещанию, содействием о.Филарета он был погребен в пещерах. [18] Со слов Анны, дочери Каманина, его склеп был сооружен возле третьего входа, где уже было погребение игумена Валентина (Коротенко). [19]

Будущий священномученик Иоасаф Могилевский, князь Владимир Жевахов, будучи попечителем Зверинецких пещер и старостой скитского храма Рождества Богородицы, находился в тесном общении с о. Филаретом, они сблизились ещё при игумене Валентине. Не случайно в ноябре 1924 года, после 7-ми месячного срока в Киевском ОГПУ, князь Жевахов обратился к Патриарху Тихону с прошением благословить принять монашество именно в Зверинецком скиту. При содействии игумена Филарета, 1(14) декабря 1924 года в Зверинецком надпещерном храме управляющим Киевской епархией, епископом Уманским Макарием (Кармазиным) князь Владимир Жевахов был пострижен в монашество с именем Иоасаф, и спустя неделю, рукоположён во иеродиакона и иеромонаха. [20] Из-за многочисленной братии и послушников на скиту, о. Иоасафу было определено жить и совершать служение в соседнем Троицком монастыре. В июне 1926 года о.Иоасаф жил в скиту, и отсюда, под видом отпуска, выехал на свою епископскую хиротонию в Нижний Новгород. [21]

Признавая заслуги о. Филарета в деле возрождения скита при Зверинецких пещерах в сложное богоборческое время, «23 марта 1925 года за Божественной Литургией, совершенной Преосвященным Георгием, епископом Богуславским и Звенигородским, временно управляющим Киевской епархией игумен Филарет возведен в сан архимандрита с вручением жезла». [22] Иеромонах Иоасаф (Жевахов) в числе других священнослужителей, участвовал в ходатайстве об этом награждении перед Святейшим Патриархом Тихоном.

Из следственного дела известно, что на скиту духовно окормлялось монашество и миряне, в церковном доме останавливались иногородние священнослужители, имевшие дела в Киеве. [23]

15 января 1931 года архимандрит Филарет был арестован Киевским ГПУ и препровожден в Лукьяновскую тюрьму.

Ряд признаков указывает на фальсификацию материалов следственного дела о. Филарета:

1.     Отсутствует ордер на арест и обыск, хотя арестован по месту жительства – по ул.Ломаковской, д. 12/1. (у большинства арестованых по групповому делу ордера выписаны и приложены к делу той же датой);

2.     Подписи под: а) постановлением о взятии под стражу; б) анкетой обвиняемого; в) протоколом допроса от 14.02.1931 не совпадают; [24]

3.     Отсутствует подпись под протоколом допроса от 18.01.1931 г. и подписи под каждым листом в многостраничном протоколе допроса от 14.02.1931 г., что отмечено даже служебными пометками следователя или проверяющего органа (знаки вопроса синим карандашом); [25]

4.     Несовпадение графы «3. Место рождения - г. Бердянск» с записанным со слов обвиняемого в протоколе «Родился я в г. Киеве Брянске…» на одной странице протокольного бланка; [26]

5.     Несовпадение в протоколах допроса от 18.01.1931 г. и 14.02.1931 г. базовых биографических данных в графах «Национальность – украинец/русский», «Образование – домашнее/нисшее», «Семейное положение – холост/одинок» при полной, практически дословной идентичности ответов в остальных графах. [27]

6.     Связь о. Филарета с делом о «контр-революционной организации» прослеживается из показаний только 1 человека: «Добавляю, что я забыл указать, что 3 раза я был в Зверинце в скиту. Просил там покушать, но знакомых там у меня никого нет, и я ни с кем не говорил…Об этом забыл сказать сразу, и вспомнил теперь когда следователь мне напомнил». [28] Показания приписаны после окончания основного текста протокола допроса от 29.10.1930 обвиняемого Геннадия (о. Гамалиила) Русалева за его подписью и явно инициированы следствием.

7.     На двух последующих допросах от 31.10.1930 и 23.11.1930 г. Геннадий (о. Гамалиил) Русалев подробно (спустя всего 2 дня!) опишет знакомство с о. Филаретом, их разговоры о ситуации в стране и в Церкви, предложение о. Филаретом помощи в переходе советско-польской границы, знакомство с несколькими прихожанами скита, общий бытовой и социальный уклад общины, посещение паломниками и многое другое. Все это весьма сомнительно без знакомств на Зверинце, всего за 3 посещения, и со справкой, подтверждающей его «истинно православную ориентацию» и благословение от ссыльного епископа Афанасия (Молчановского), «непоминающего» место-блюстителя митр. Сергия (Старогородского). [29]

8.     Обвиняемый Косткевич г.А., проходя по аналогичному делу, как выполнявший функции «связного между центрами работы к/р. организации», на 54(!) печатных листах подробно рассказывает об истории развития, структуре, основных направлениях деятельности, коммуникациях и членах тайной к/р организации, и, напрямую не называя о. Филарета, указывает: в списке мест-явок «для встреч членов к/р организации использовали также Зверинецкий скит». [30]

9.      Обвинение по делу не имело улик и вещественных доказательств [31], было построено исключительно на показаниях самих же обвиняемых по делу, что с учетом условий содержания подследственных и методов дознания ГПУ, указывает на сфабрикованность материалов и предвзятость следственного процесса.

В ходе следствия о.Филарет был дважды допрошен, на допросе от 18.01.1931 г. по следственным документам коротко поданы биографические данные, знакомство и разговоры с Геннадием (о. Гамалиилом) Русалевым о возможности незаконного перехода советско-польской границы с целью публикации заграницей материалов о гонениях на Церковь в СССР. Допросный лист не имеет завершающей протокольной фразы «с моих слов записано верно» и не подписан допрошенным. [32]

На втором допросе, 14.02.1931 г., от лица о. Филарета подробно описываются два разговора с еп. Георгием (Делиевым) с критикой антицерковной политики советского государства, и «выполнение его задания – проводить антисоветскую агитацию среди паломников», обстоятельства его знакомства и разговоры с Геннадием (о. Гамалиилом) Русалевым на тему перехода советской границы и помощи в этом знакомых мирян; и подробное описание «выполнения различных заданий по контр-революционной пропаганде и вербовке среди прихожан и паломников, поддержке панических и упадочных настроений, критике мероприятий советской власти» и др. подобных «занятий», изложенных шаблонными формулировками. Отдельно указано, видимо для правдоподобности своей «заботы», как скитоначальника: «среди своих 10-15 монахов к/р группы не организовывал, так как они слабо развиты и для политической работы не годны. Контр-революционные настроения я в них конечно поддерживал». Казённая стилистика и стандартная форма признаний в текстах протоколов указывает на фальсификацию и несостоятельность обвинений. [33]

О. Филарет ошибочно причислен к течению «иосифлян», как и проходивший по этому же делу архимандрит Ермоген (Голубев), настоятель Киево-Печерской Лавры в 1925-1931 г.г. Они оставались верными Русской Православной Церкви под управлением митр. Сергия (Старогородского). На допросе Геннадий (о. Гамалиил) Русалев, среди прочего показал, что «о. Филарет примыкает к «сергианцам», и считает, что митрополит Сергий ничего погрешительного не сделал...». [34]

В августе 1931 г. следствием было вынесено Заключительное Постановление по делу: приговорить к высшей мере социальной защиты – расстрелу 8 (все священники, в их числе и о. Филарет) из 29 обвиняемых, остальных сослать в Казахстан на 5-10 лет в исправительно-трудовые лагеря. [35]

14 сентября 1931 года на заседании судебной тройки при Коллегии ГПУ УССР о. Филарет осужден на 5 лет ссылки в Казахстан по ст. 58–11 УК УРСР как «участник Киевского филиала к/р монархической церковной организации, проводившей а/с агитацию против мероприятий Советской власти». (Групповое дело "№118442 Филарета Кочубея, Стешенко Константина Константиновича и др. в числе 25 человек, Киев, 1931г." [36]).

14 декабря 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ УССР был учтен пожилой возраст подсудимого, и окончательный приговор был «смягчен» до 3 лет ссылки в Севкрай, отсчитывая срок с 15 января 1931 года. [37]

Дальнейшая судьба не имеет точных документальных сведений.

23 июня 1989 г. о. Филарет (Кочубей) реабилитирован Прокуратурой г. Киева согласно указу Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х  годов». [38]

13 декабря 2018 года в Информационный Центр УМВД РФ по Архангельской обл. был направлен официальный запрос Архангело-Михайловского Зверинецкого мужского монастыря г. Киева о наличии какой-либо информации об архимандрите Филарете (Василие Андреевиче Кочубее).

В ответе от 17 декабря 2018 года указано: в результате проверки в архиве Информационного центра содержится отметка о наличии дела осужденного в 1931 году на 3 года ссылки Филарета Андреевича Кочубея и уничтожении дела по истечению сроков хранения в 1955 году. [39]

«Согласно приказу МВД СССР №00567 за 1954 г. из оперативно-справочной картотеки изъяты учетные данные на всех лиц, которые были осуждены к заключению или ссылке сроком до 3-х лет и если возраст осужденных мужчин превышает 70 лет, а женщин старше 65 лет», что стало одним из многочисленных способов сокрытия масштабов репрессий безбожной власти в 30-50 г.г. [40]

В соответствии с установившейся практикой делопроизводства в органах ГПУ-НКВД в 30 - 50 г.г. в случае смерти во время этапирования или по месту отбывания заключения дело сдавалось и хранилось установленный период в архиве местных органов НКВД. В противном случае дело осужденного пересылалось в органы ГПУ-НКВД по месту регистрации для дальнейшего наблюдения. Хранение архивного дела о. Филарета в Архангельском УНКВД однозначно указывает на его гибель в месте ссылки в исправительно-трудовом лагере Севкрая.

26 ноября 1934 г. постановлением Киевского горсовета Скорбященская церковь на Зверинце была закрыта [41], имущество и церковная утварь изъяты, а здание храма и бытовые постройки спустя несколько лет были разобраны на стройматериалы. Именно в это время бо́льшая часть мощей из Зверинецких пещер была вывезена и уничтожена. Община монашествующих и прихожан была разогнана, отчасти репрессирована.

***

День памяти о.Филарета – 1(14) декабря. В этот день, в 1931 г. архимандриту Филарету был вынесен приговор, определивший последнюю веху его земной жизни, время открытого исповедничества и мученичества ради Христа. Пути Господни неисповедимы: в тот же самый день, за сорок лет до этого, послушник Василий дал три монашеских обета и был пострижен мантию, вступив на путь несения благого ига Христова, суть бескровного мученичества.


 

СНОСКИ:

1. ГАЗО. ф. 245, оп. 1, ед. 7, л. 76.

2. ЦГИАУК. ф. 922, оп. 1, ед. 25, л. 2об.

3. «Историческая справка о чудотворной иконе Богоматери-Троеручицы, находящейся в Петро-Павловском храме г. Бердянска Таврической губернии с кратким описанием некоторых чудес до 1915 года», Таврический Церковно-Общественный вестник. Бердянск, 1915.

4. ЦГИАУК. ф. 922, оп. 1, ед. 25, л. 2об.

5. ЦГИАУК. ф. 127, оп. 876, ед. 1043, л. 2-3

6. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 455, л. 12-13

7. ЦГИАУК. ф. 922, оп. 1, ед. 25, л. 30

8. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 455, л. 43.

9. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 527, л. 44-49об.

10. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 546, л. 41-42

11. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 546, л.2-3

12. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 546, л.31

13. ЦГИАУК. ф. 128 оп. 1 благочин., ед. 3293, л. 94-95об

14. ЦГИАУК. ф. 128 оп. 1 благочин., ед. 3293, л. 115-117

15. ЦГИАУК. ф. 260, оп. 1, ед. 74, л.12

16. ЦГИАУК. ф. 128 оп. 1 благочин., ед. 3293, л. 118-119

17. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 546, л.56-58

18. ЦГАМЛИУ. Ф. 1303, ед. 7, л. 1

19. Киевские Зверинецкие пещеры и скит: история в лицах: научное исследование. / В. Ульяновский. – Киев: Издательский дом «Антиквар», 2018. – 412 с., 177 стр.

20. ЦГИАУК. ф. 260, оп. 1, ед. 74, л. 25, 25об

21. ЦГИАУК. ф. 260, оп. 1, ед. 74, л. 27об, 28

22. ЦГИАУК. ф. 260, оп. 1, ед. 74, л.26

23. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 157, 157об, 162-163об

24. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 6об, 41об, 163об

25. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 159, 162-163об

26. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 158

27. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 158, 162

28. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 151об

29. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 150-157об

30. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 1об – 54

31. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т. 3, л. 135

32. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 158-159

33. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 162-163об

34. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 157

35. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 132-134

36. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 168

37. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 139

38. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 217-217об

39. Справка Информационного Центра УМВД РФ по Архангельской области от 13.12.2018 за №3/187807189753, см.Приложение 4.

40. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп., 4т. 249 л.

      41. Киевские Зверинецкие пещеры и скит: история в лицах: научное исследование. / В. Ульяновский. – Киев: Издательский дом «Антиквар», 2018. – 412 с., 202 стр.

 

Сегодня









Облако ссылок

Для красивого отображения этого блока требуется Flash Player 9 или выше


Экспорт новостей

RSS 2.0

Пользователи


Online: 4